Главная » 2012 » Август » 21 » Основные нововведения порядка определения таможенной стоимости
13:25
Основные нововведения порядка определения таможенной стоимости


Как известно, 13 марта этого года Верховная Рада Украины приняла в целом в повторном чтении доработанный с учетом поправок Президента новый Таможенный кодекс. Он опубликован 21 апреля 2012 года в издании «Голос України» и вступает в силу с первого числа второго месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 июня 2012 года. Следует отметить, что реформирование таможенного законодательства Украины прежде всего связанно с приведением его в соответствие с международными стандартами, в
частности с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Конвенции о временном ввозе, а также обеспечением имплементации в национальное законодательство Рамочных стандартов безопасности Всемирной таможенной организации. В целом, по мнению многих специалистов, в новом Таможенном кодексе есть свои плюсы и минусы. Одни считают, что новый ТК должен способствовать развитию внешнеэкономических отношений, либерализации таможенных процедур и минимизации коррупции в системе, упростить процедуру таможенного оформления импортируемых и экспортируемых товаров, кардинально изменить принципы работы таможенных органов и снизить фискальное давление на субъектов внешнеэкономической деятельности. Другие же считают, что новый ТК призван продолжать бюрократические механизмы, укоренившиеся в органах таможенной системы на протяжении всего периода независимости Украины, и только усилит фискальное давление на субъектов хозяйствования. Как бы там ни было, сначала отметим некоторые положительные моменты: • право декларанта на осуществление таможенного оформления товаров в любом таможенном органе; • проведение таможенного оформления в течение 4-х часов с момента подачи таможенной декларации и всех необходимых документов; • персональная ответственность должностного лица таможни за неправомерные задержки таможенного оформления; • использование одной декларации (предварительная декларация) для осуществления различных таможенных формальностей, например, контроль доставки товаров в таможенный орган назначения, размещения на склад временного хранения или начала таможенного оформления для свободного обращения; • четкие основания для отказа в таможенном оформлении и обязанности таможни предоставить исчерпывающие (обоснованные) разъяснения; • четко определен перечень документов, которые вправе требовать таможенный орган от субъектов хозяйствования для определения таможенной стоимости товара; • предусмотрено максимальное использование основного метода определения таможенной стоимости – по цене контракта. Также четко регламентировано применение других методов. Как известно, при рассмотрении законопроекта особое внимание уделялось вопросу определения таможенной стоимости товаров. Определение таможенной стоимости товаров напрямую связанно с базой налогообложения при осуществлении экспортно-импортных операций, и ни для кого не секрет, что чаще всего споры с этим органом возникают именно по поводу обжалования решения таможенного органа об определении таможенной стоимости товара.
Таким образом, наличие в законодательстве четко прописанной процедуры определения таможенной стоимости даст возможность снизить фискальное давления на субъектов ВЭД, сократить время таможенного оформления товаров, снизить коррупционные связи чиновников и предпринимателей, что, в свою очередь, будет являться залогом соблюдения прав и законных интересов как субъектов внешнеэкономической деятельности, так и государства в целом. Определение таможенной стоимости товаров напрямую связанно с базой налогообложения при осуществлении экспортно-импортных операций Однако, несмотря на все положительные сдвиги в законодательном урегулировании определения таможенной стоимости декларантами, столь «мучительный» процесс его принятия и перипетии, которые происходили в кулуарах законодательного органа, хотелось бы также остановиться на некоторых проблемных аспектах принятого акта. Так, в соответствии со статьей 49 нового ТК таможенной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, является стоимость товаров, которая используется для таможенных целей и базируется на цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары. В Кодексе выделено шесть методов определения таможенной стоимости, причем следует отметить, что главный упор при определении таможенной стоимости ставится именно на первый метод – по цене контракта. Прежде всего, у многих экспертов таможенного права вызывает большую тревогу «скользкая» норма, в соответствии с которой декларант обязан заявлять таможенную стоимость, определенную им самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с таможенным органом, или скорректированную по результатам контроля, проведенного таможенным органом. То есть, иными словами, декларант обязан будет заявить ту таможенную стоимость, которую определит сам таможенный орган при так называемом «консультировании», а исходя из нашей с вами действительности и повсеместной практики безосновательного завышения таможенной стоимости товаров, можно справедливо отметить, что такая предпосылка небезосновательна. Вся опасность этой «перекрученной» нормы заключается в том, что если декларант самостоятельно впишет в декларацию таможенную стоимость, которую ему «навязал» таможенный орган, то впоследствии такое решение нельзя будет обжаловать в судебном порядке, ибо не допускается обжалование того решения, которое определил сам декларант. Новый ТК содержит норму, в соответствии с которой декларант обязан заявлять таможенную стоимость, определенную им самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с таможенным органом, или скорректированную по результатам контроля, проведенного таможенным органом
Хотелось бы также отметь, что в новом ТК законодатель попытался четко прописать перечень документов, которые вправе требовать таможенный орган у декларанта для подтверждения верности определения таможенной стоимости. Но и в этом моменте можно найти свою ложку дегтя. Поскольку одним из оснований для отказа в таможенном оформлении товара по нормам нового ТК есть непредоставление декларантом подтверждающих сведений о заявленной таможенной стоимости товаров. В контексте этой нормы следует отметить, что декларант в отдельных случаях может оказаться в тупике, ведь часть документов, которую вправе затребовать таможенный орган у декларанта, может содержать коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, не подлежащую передаче третьим лицам (например, договора с третьими лицами – контрагентами по поставке сырья производителю или калькуляции стоимости), а часть документов, о которых идет речь в статье 53 нового ТК, декларант просто-напросто не сможет предоставить в силу их отсутствия (например, в США и некоторых других странах такое понятие, как экспортная декларация, вообще отсутствует). Интересной для практического применения, на наш взгляд, выглядит норма, согласно которой в случае если при проведении таможенного контроля таможенный орган не может аргументировано доказать, что заявлены неполные или недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неверно определена таможенная стоимость товаров, заявленная декларантом или уполномоченным им лицом, таможенная стоимость считается признанной автоматически. Думается, что таких случаев ввиду вышеизложенного будет не много. Декларативной по своей сути остается норма, согласно которой в случаях, установленных Таможенным кодексом, таможенная стоимость может быть определена до пересечения товаром таможенной границы Украины. Декларанту, изъявившему желание воспользоваться предписаниями упомянутой нормы, придется сильно постараться, чтобы отыскать в Кодексе такие случаи. ВЫВОДЫ: Подводя итог, можно констатировать, что, несмотря на существенные изменения, направленные в сторону упрощения внешнеэкономической деятельности и либерализации таможенной политики в стране (в частности, уменьшение максимального времени таможенного оформления товаров, возможность таможенного оформления в любом таможенном органе, сокращение сроков таможенного оформления с 1 суток до 4 часов, приведение таможенных режимов в соответствие с мировой практикой, детальная регламентация процедуры post-аудита и т. д.), в новом ТК, проблема определения таможенной стоимости, по сути, осталась не до конца решенной. Последствия таких непродуманных шагов мы с вами сможем увидеть уже в ближайшее время.
                                  


Игорь Яковец,
юрист ЮФ «Глобал Адвокат»
Корпорации «Глобал Консалтинг»

специально для "Юрист и Закон"

Просмотров: 783 | Добавил: yacovets | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]